Индульгирование дикарства

Сейчас смотрю передачу какого-то просвещённого западного телевидения про богатые культурные традиции людей, живущих на природе. Раньше таких называли дикарями.

И вот ведущий долго рассказывает, как это духовно - жить в лесу, наносить татуировки и подпиливать зубы. А потом подходит к местному шаману и начинает удивляться.

Удивляется он тому, что татуировок на шамане нет и зубы не подпилены. На что шаман ему, как трезвомыслящий человек, отвечает:

- Ну, татуировки я себе ещё сделаю, но к ним готовиться надо, бо слишком духовная процедура, а вот зубы пилить не буду.

- Почему?

- Ну их нафиг, слишком болезненная процедура.

Я увидел в этом диалоге отражение некоторых своих мыслей про диалог современного жителя и древней “культуры”.

Как-то вот так незаметно “богатой культурной традицией и духовным наследием” начали называть вещи, которые раньше называли просто дикарством. И обычаи, которые уже сами носители признают устаревшими, у западных людей часто вызывают истерическое поклонение.

Вот, к примеру, в этой же передаче - я пишу пост, а она всё идёт и идёт. Уже написал до конца и начал дописывать в начале, а она всё идёт - постоянно жалуются, что молодые жители племени не хотят делать татуировки. Кому-то свиней не хватает, то есть ресурсов, а кого-то просто не прикалывает. И ведущий чуть ли не плачет - ну как же так, такая культурная традиция?

Но послушайте, что хорошего в том, что все люди племени должны делать татуировки? То есть когда тоталитарные вожди всех заставляют ходить строем - это плохо. А когда все жители племени ходят строем - то есть массово делают татуировки, массово исполняют обычаи и пилят зубы - это невесть как хорошо и следует плакать, когда такие прекрасные обычаи всеобщего послушания уходят в прошлое.

И допустим, когда долго говорят о богатых культурных традициях Приангарья (где я вырос), а потом показывают драную рыбацкую хижину с развешенными сетями, я ещё готов помолчать - потому что эти культурные традиции (то есть умение ловить рыбу на сущий кукиш) действительно имеют ценность. И этим можно восхищаться и, возможно, даже изучать - потому как, не дай бог, что случится, и населению Земли придётся снова осваивать культуру рыболовства - то есть комплекс навыков и обычаев, необходимых для выживания.

Проблема в том, что даже такие ценные относительно недавно навыки сейчас никому не нужны и вообще выглядят смехотворно. Мне кажется, что “культура” и особенно “Духовность” - это очень часто просто результат реификации, то есть процесса создания некоей абстракции и приписывания этой абстракции некоторых магических, по сути, свойств.

То есть давайте развивать у нас культуру и духовность и всё у нас зашевелится и встанет, и заколосится тугим золотом. Но это - реификация. Для начала неплохо бы уточнить, в чём именно заключается духовность. Ну вот прямо сейчас можно хватать на улицах и спрашивать - что есть для вас духовность и культура? И люди начнут отвечать такое, что волосы зашевелятся. Потому что у одних в культуру входит ловля рыбы по Ангаре навстречу утренней заре, а у других - татуировки и подпиливание зубов.

А многие, конечно, и не найдут, что ответить. Зато можно ставить годовой оклад президента банка, что практически все скажут, что “культура” и “духовность” - это очень хорошо. И что их надо внедрять, и поддерживать культурные традиции.

В принципе, о реификации достаточно хорошо написал Давыдов и я даже советовал бы прочитать тот пост (но не весь блог) и держать его под рукой для постоянной сверки - не занимаешься ли ты реификацией?

Но сейчас я хочу сказать, что сейчас есть определённый тренд, который вытекает из реификации культуры. Это отношение ко многим культурным обычаям многих народов как к чему-то ценному, даже сверхценному. Очень часто можно встретить людей, которые буквально задыхаются от восторга по поводу чужих культурных традиций.

Когда традиции такие, как подпиливание зубов, это уже  вызывает смех. Потому что пилить зубы имеет смысл только в рамках культурного похода к современному стоматологу и то лишь в случае необходимости. А вот делать так, как это предписывала традиция некоторых племён - подпиливать зубы всем в рамках всеобщего культпросвета - это варварство, которое несёт только вред.

И если отбросить всю эмоциональную и абстрактную шелуху, и посмотреть на культуры разных народов и времён, то станет ясно, что большинство из них сегодня - откровенный мусор. Эти культурные привычки, эти наборы приёмов создавались в рамках выживания или укрепления социальных связей в определённых условиях. Но сейчас они в лучшем случае бесполезны и смешны, как американские законы в духе не стрелять в аллигаторов со второго этажа.

Над глупыми американскими законами, запрещающими стрелять аллигаторов со второго этажа, смеются. Это не традиция, это закон, а над законом можно смеяться. Но когда речь заходит о подпиливании зубов или инициации мальчиков с помощью бамбуковых палок в каком-нибудь адском племени, то начинается закатывание глаз - “ОООО, традиции предков! Оооо, духи обезьян, какая культура”.

И вот тут я вижу ещё одну вредную тенденцию.  Тенденция эта вредна тем, что ставит все культурные традиции на одну полку, делает их ценность как бы равной. Об этом зачастую прямо и говорится - “мы должны уважать культурные традиции всех народов”.

Но многие культурные традиции, по сути, это просто дикарство, которое следует изжить, как привычку русских бухать по неделе на Новый год. А другие культурные ценности, как у рыбаков Приангарья, уже не имеют никакой ценности, потому что сейчас никто не хочет жить в рыбацких хижинах.

А люди, которые закатывают глаза и восхищаются “древней культурой и традициями предков” просто занимаются индульгированием глупости.

Или, говоря другими словами, бесплатно выступают адвокатами дьявола.


Leave a Reply




#hello#