Дайджест

Очень хорошая подборка ссылочек и материалов по упырному фольклору:

1. Кошовикъ К. Живой упырь въ борьбе съ умершими упырями. // Кiевская Старина. 1884. № 1. С. 169-171.
С жителями села Подосы приключилась неведомая хуйня, прозванная “великій помірокъ”. Даже самое мощное магическое средство - оббегание села голыми бабами - не смогло остановить смерть людей. На помощь спешит добрый “родымый” упырь (упырь по рождению, в отличие от “робленого” - ставшего таким по желанию) Максим Мазуренко из селения Степанок. Источником зла оказались два мёртвых упыря - пономарь с женой. Осиновый кол, топор и очищающее пламя спасают деревню. Мазуренко судят и приговаривают к полуторогодичному церковному покаяния для излечения от “упырства”.

2. Беньковскiй Ив. Осина въ верованiяхъ и въ понятiи народа на Волыни. // Кiевская Старина. 1898. 7-8. С. 6-9.
Осина - первый и главнейший оберег от заложных покойников и прочей нечисти. Из осиновых кольев делается изгородь, куски осины разбрасываются по дому, из осины делается крышка гроба или весь гроб, осиновые колья забиваются в могилу или непосредственно в злонамеренного покойника: в голову, грудь или зад: “по верованiю самарскаго народа, колъ покойнику нужно вбить въ задъ” (выделено Беньковским). Вот такой у нас кол чудесный и универсальный анально-магический инструмент. Сдаётся мне, что иногда им не пренебрегал и сам св. Георгий-Победоносец:

Свят Георгий во бою
На бело?м сидит коню
Держит в руце колие
Колет змия в жопие

3. Вячеславъ Каминскiй. Къ народной демонологiи. (Изъ с. Косарева, Дубенскаго у. Волын. губ.) // Кiевская Старина. 1906. № 5-6. С. 9-11.
Ходячие покойники не только вредят, но и помогают. Избавиться от нежелательных покойников поможет освящённый мак “видюк”, легко просыпающийся из дырочек в головках; освящённые серп, нож, коса или топор под подушкой и молитва “Да воскреснет Бог”.

4. Беньковскій Ив. Макъ въ народной демонологiи на Волыни. // Кiевская Старина. 1905. № 4. С. 34-36.
Мак - второй по значимости оберег против нежити. Его зёрна рассыпают у порога или в доме с особым приговором. Упыри и прочие “мерцы” должны сначала по какой-то неизвестной причине, должно быть из любви к числам, посчитать все зёрнышки, прежде чем почнут злотворчеством заниматься. А со счётом у них серьёзные проблемы, то ли по причине смерти, то ли - малообразованности. За ночь посчитать мак им не удаётся и приходится возвращаться поутру в могилу. Глупые крестьяне, слепо верящие в мак, как отмечает образованный автор статьи, также наивно полагали, что отвар или настой мака помогает от бессонницы:))

5. Левицкій О. Старинныя воззренія на самоубійство и отголосокъ ихъ въ народныхъ обычаяхъ Южной-Руси. // Кiевская Старина. 1891. № 12. [Фрагмент] С. 358-360.
Поголовно все самоубийцы по воззрениям братских народов России и Англии становятся вампирами-упырям, от которых все беды в мире. Для профилактики бедствий нужно протыкать всех самоубийц осиновыми кольями.

6. Я. Ш. Убійство упыря въ Кіевщине во время чумы 1770 года. // Кiевская Старина. 1890. № 2. С. 338-341.
На Киевщине завсегда было полно упырей. Особенно во времена эпидемий. В 1770 году в селе Войтовка под подозрение в упырстве попал приходской православный священник. Косвенные улики, свидетельские показания жены и кухарки уличили в нём упыря, регулярно бродящего ночами по селу и “надыхуе” в окна болезни, а также приводящего домой мёртвую сестру и других покойников. Попа-упыря проткнули колом и живьём зарыли в землю. Моровое поветрие вскоре после этого затихло. Тем не менее перед польским судом предстал только один из участвовавших в убиении попа - Леско Ковбасюк, по причине смерти всех остальных. Как считает анонимный автор статьи, Ковбасюка отпустили потому, что польским судьям было глубоко наплевать на убийство “схизматицкого” попа, особенно после всех этих гайдамацких восстаний.

7. Миронъ (И. Я. Франко). Сожжениіе упырей въ с. Нагуевичахъ въ 1831 г. // Кiевская Старина. 1890. № 4. С. 101-120. Часть 1. Часть 2.
Упыри не только высасывают кровь, но совершают сложное комплексное действие, обозначаемое в народе глаголами “потынаты” или “втынаты”. Потынание производит поражение сердца и других внутренних органов и различается по степени тяжести: лёгкое, тяжёлое и смертельное.
В статье есть отличная история о силе прямого воздействии Псалтыря на покойников (не словом, а книгой): “Мне разсказывали, что старый дьякъ нагуевскій Варенычка, читая однажды псалтырь при такомъ покойнике, ночью, когда никого не было въ избе кроме него и трупа, увиделъ, какъ покойникъ началъ медленно шевелить рукой, комкать и стягивать полотно, которымъ былъ накрытъ, и, наконецъ, поднимать голову. Но Варенычка не оробелъ и, грозно прикрикнувъ на него: „а не будешъ ты тыхо лежать, поганыне!“ ударилъ его псалтырью по голове, после чего покойникъ улегся и более не вставалъ”.
Во второй части описывается как палили упырей в 1831 году во время эпидемии холеры. Выявляли их при помощи юного школьника-упыря Гаврылы, сотрудничавшего с громадянами:

— А знаете, видъ чого ти люде мруть?
— Ну, видъ чого? — диты пытають.
— Видъ упыривъ. То воны людей потынають.
— Ба, а ты видкы то знаешъ?
— Бо я й самъ упыръ. Я самъ свого тату й маму потявъ. И знаете, ничыя мни кровъ не була така солодка, якъ ихъ.



Дайджест не мой, просто не смог удержать от перепоста.


Leave a Reply




#hello#