Оседлавшие небо или Как выжить при падении с 10 километров
Купил мартовскую “Популярную Механику” (№3 за 2010), а там такая статья - “Падайте на здоровье или руководство по выживанию при падении с десятикилометровой высоты”.
У меня сразу мозг взорвался, остатки разбросало по комнате. Пошарил рукой вокруг, собрал в горсточку, что осталось и полез проверять по источникам. Оказалось - кто бы мог подумать! - что факты, изложенные в статье, имеют место быть.
Слушайте главный факт: максимальная скорость падения в воздухе является величиной предельной.
И этот предел достигается за весьма короткое расстояние - около 500 метров. Это означает, что человек, упавший с вершины Останкинской телебашни, и человек, вывалившийся из самолёта на высоте 10 км - не разгонятся больше 240 км/час.
Причина - в сопротивлении воздуха. Цитата: “
Это также означает, что шансы выжить при падении с самолёта уже не представляются величиной маловероятной. Американский историк-любитель Джим Хамильтон собирает статистику по таким случаям. Вот некоторые из них:
*
В 1972 году сербская стюардесса Весна Вулович выпала из самолёта DC-9, взорвавшегося над Чехословакией. Девушка пролетела 10 километров, будучи зажата между своим сиденьем, тележкой из буфета и телом ещё одного члена экипажа. Она приземлилась на заснеженный горный склон и долго по нему скользила. В итоге получила тяжёлые травмы, но осталась жива…
*
В 1943 году американский лётчик Алан Мэги выполнял боевое задание над Францией. Его выбросило из самолёта B-17. Пролетев 6 километров, он пробил стеклянную крышу железнодорожного вокзала. Практически сразу же его взяли в плен немцы, который были потрясены, увидев его живым.
*
Уже в наше время один скайдайвер с нераскрывшимся парашютом упал на линию высоковольтной передачи. Провода спружинили и подбросили его вверх, в итоге он остался жив.
*
В 1944 году британский лётчик Николас Алкемейд упал с шестикилометровой высоты. Он приземлился в заснеженную чащу и отделался лишь мелкими травмами. Убедившись в последнем, Николас встал из сугроба и закурил.
*
В 1971 году самолёт Lockheed L-188A Electra попал в бурю над Амазонкой. Из 92 человеко погибло 91. Но 17-летняя
Она обходила крокодилов и колотила палкой по мелководью, чтобы распугать скатов. Где-то споткнувшись, потеряла туфлю. В конце из одежды у неё осталась только рваная мини-юбка. На десятый день она увидела каноэ. Ей потребовалось несколько часов, чтобы вскарабкаться по береговому склону до хижины, где на следующий день её обнаружила бригада лесорубов.
*
По статистике службы ACRO, фиксирующей все авиакатастрофы, с 1940 по 2008 в результате крушений погибло 118 934 человека. Выжило - лишь 157.
Из этих счастливчиков 42 - выжило после падения с высоты более 3 километров.
На этой оптимистической ноте позвольте закончить. Честь и хвала Юлианне Кнопке!
March 17th, 2010 at 1:44 pm
Ну не то чтобы враки, но как-то сомнительно.
Во всех задачах по физике (механике) сопротивлением воздуха перенебрегают. Опять же это сопротивление зависит от плотности слоя атмосферы, в котором находится тело - то есть даже если предположить, что тезис про максимальную скорость в 240 км/ч правда - 500м из заметки не может быть константой. Но подумаем еще.
Ускорение свободного падения - 9.8 м/с2 независимо от расстояния до поверхности земли. То, что ускорение через 500м полета становится 0 м/с2 - это мне вообще кажется абсурдом.
Кто замерял эту скорость? Какие проводились исследования? Или может есть какие-то математические выкладки, показывающие, как сопротивление воздуха сводит ускорение свободного падения на нет?
Очень сомнительно.
Что касается “невероятных случаев” - ну про снежный склон еще можно поверить, но столкновение со стальным тросом на скорости 240 км/ч (это, между прочим, примерно 67 м/с) ну никак не приведет к спружиниванию троса и отбросу тела. Имейте в виду, что при столкновении автомобилей с суммарной скоростью 50-60 км/ч ремень безопасности запросто ломает ребра.
Я, конечно не специалист по механике, но приведенная механика - уж очень какая-то популярная. Там про РПЦ статей нет еще? Не верю, короче.
March 17th, 2010 at 7:48 pm
Ладно, про ускорение погорячился, прошу прощения. Про стальной трос ЛЭП вопрос остается.
March 17th, 2010 at 8:16 pm
Про трос ты просишь научного знания, а научное знание может дать только систематический, многократно подтверждённый эксперимент :))
March 17th, 2010 at 10:37 pm
Хомячков жалко на эксперименты, куда потом их половинки девать? :)
March 18th, 2010 at 1:47 am
Не говоря уже о.
Для хомячков, кстати, предельная скорость должна быть еще ниже.
January 26th, 2011 at 12:12 pm
Ремень безопасности ломает рёбра потому, что он жёсткий и, практически, не растягивается.
Провода высоковольтной ЛЭП, во-первых, многожильные, что само по себе означает способность к растяжению (даже идельно жёсткого материала), во-вторых, материалы там упругие, типа сталистых сплавов, алюминия и т.д., ну и в-третьих, на высоковольтных ЛЭП мало того что используются витые многожильные провода (тросы), так они идут группами по нескольку тросов на фазу, что в разы увеличивает площадь контакта…
September 8th, 2011 at 2:51 am
Следуя на поезде на север нашей страны я видел старые ЛЭП тянущиеся вдоль ЖД ветки на сотни км. Выглядят они примерно так:
Старые ветхого вида деревянные столбы с деревянными поперечными реями в 3 ряда по обе стороны столба. С каждой стороны столба на каждой рее лежит провод. Суммарно там проводов 18 где то по 6 на каждую поперечину по 3 с каждой стороны столба. Столбы правда не очень высокие т.к. старые и деревянные но они метров 5-6 местами 4 даже может.
Если учесть что падение пришлось даже плашмя и 1-2 провода произвели нагрузку на нераскрывшийся рюкзак с парашютом а остальное тело уперлось в оставшиеся 4 провода первой поперечины и по энерции пошло дальше вниз….
То оно должно наткнуться на 2 преграду еще из 6 таких же (по сути тросов) многожильных как описано выше. А это уже увеличения пятна контакта с поверхностью ровно в 2 раза. Далее при такой скорости а скорее всего раз он парашютист он снзил ее до 190 км/ч (надеемся на его нервы) и повторяю “допустим” …то соприкоснувшись за короткий промежуток времени с 10-12 проводами а то и всеми 18 он мог спружинить вверх.
При этом нужно учитывать ветхость деревянных столбов-которые могли и надломиться (ближайшие 2 опоры) при прогибе проводов-тем самым сыграв роль амортизатора.
Не последнюю роль при этом может сыграть и костюм парашютиста и теплая одежда-если прыжок был в Зимнее время. А так же глубокий снег под проводами. На Севере сугробы достигают 3-х метровой высоты.
Вот совокупность этих факторов:
1-снижение скорости до 190км/ч
2-экипировка+одежда (рюкзак+костюм+теплая одежда)
3-амортизация электрических опор
4-растяжение проводов
5-глубокий снег
6-большая площадь соприкосновения с проводами
и могли привести к тому, что человек отпружинил от проводов и остался жив.
Это мнение лично мое. Никем не подтвержденное. Просто чистый расчет всех пришедших в голову факторов.
Лично сам я считаю, что падение на ЛЭП с 1 или 2 проводами на бетонных опорах с сильным упругим натяжением и высотой 12-13 метров повлияло абсолютно противоположно.
Попросту человека бы просто разрезало пополам.
September 8th, 2011 at 2:55 am
Хотелось бы услышать еще мнения на именно на этот счет
July 29th, 2013 at 8:47 pm
как бы то ни было здесь описываются факты. а что касается школьной программы физики то там пренебрегают сопротивлением воздуха в задачах где либо скорости не большие либо площадь тела. или же просто для упрощения условия задачи. кстати я вычислял когда то скорость падения тела (человека) у меня тоже получилось примерно 200км/ч