N способов получить хороший финал

Излагаю несколько способов получить хорошую концовку. Я не эксперт и не литературный авторитет, но мне кажется, что эти способы работают. Начну с главного.

Финал – решение
На данном этапе жизни я уверен, что хороший финал – это прежде всего решение проблемы, поставленной в рассказе. Убийца должен быть пойман, неверные должны быть наказаны, текущий кран на кухне должен быть починен.

Вместо проблемы можно поставить вопрос. К примеру, кто подставил кролика Роджера? Или чем андроиды отличаются от людей. Финал должен ответить на это.

Нет ответа, нет решения? Значит, нет финала. И баста!

Так называемый открытый финал лучше оставить мастерам и литературным эстетам. Если ты не мастер, то закрывай финалом все вопросы. Если ты мастер, то почему читаешь этот список?

Утверждение, что финал – это прежде всего решение проблемы, можно считать аксиомой. И правилом, обязательным к исполнению.

Приятная неожиданность 1 – настройка и сбой с настройки
Лучше всего, когда автор предлагает такое решение, которого читатель не ожидает. Мастером таких решений был, как известно, некий О. Генри.

Вот простой способ создать “приятную неожиданность” – с самого начала настраивайте читателя на определенный объект. А в финале рассказывайте, что объект совсем не таков.
Вот девушка из провинции приехала в большой город искать пропавшего жениха. Он добрый, хороший, милый и, скорее всего, уже неплохо устроился. Только вот найти его никак не удается. Наконец, поплакав, девушка уезжает обратно к овцам на ферму. А городской пьянчужка, который весь день шатается рядом с героем и исполняет роль гида, вдруг признается, что он и был тем самым добрым парнем. И не будете ли вы так любезны ссудить десятку на опохмел? Вот финал, вот ответ на вопрос – куда подевался добрый парень.

Я сам использовал подобный прием в рассказе “Моление на ките”. Весь рассказ я тупо (можно так сказать) зудел о ките, что идем охотится на кита и что без кита вообще не жизнь. А потом – опа! – в финале и рассказал, что это совсем не кит. Насколько помню, попались практически все.

В общем, попробуйте настроить читателей на неожиданность. Рассказывайте об огне, что только огонь может решить все проблемы. А потому придумывайте решение с водой.

Приятная неожиданность 2 - Друг, который враг
Один из совсем уж банальных способов устроить неожиданность в финале – это сообщить, что главным злодеем, которого все разыскивают и боятся, является близкий друг, а то и милая подружка главного героя.

Честно сказать, голливудские сценаристы до того затаскали этот метод, что его использование впору признать моветоном. Опять же, из-за затасканности метода, многие, стоит им задать вопрос “Кто убийца-маньяк?” – смело показывают пальцем на того, кто кажется самым милым, добрым и полезным. Для этих людей финал по такому методу не является неожиданностью.

Разновидностью метода “Друг, который враг” можно считать финал, в котором выясняется, что причиной всех бед и сюрпризов оказалась обычная вещь, которая вдруг стала вести себя необычно. Или в котором обычная вещь становится решением.

Пример из фольклора: американцы потратили 10 лет и сто тысяч долларов, чтобы придумать ручку, которая пишет в невесомости. А русские просто использовали обычный грифельный карандащ.

Приятная неожиданность 3 – Остроумное решение
Ну, условно говоря, если в начале рассказа герой воскликнет “Коня мне, полцарства за коня”, а в финале ему предъявят сферического коня в вакууме, это и будет остроумным решением.

“Остроумное решение” в первую очередь использует народный фольклор, анекдоты и мемы. Во вторую очередь – остроумие самого автора.
Хотя новую шутку или новый мем придумать очень-очень трудно. К примеру, я в рассказе “Планета на завтрак” в качестве решения использовал Сферический Блин в Вакууме. Что, сами понимаете, не далеко уехало от Сферического Коня.

Неожиданность должна быть обоснованной
С неожиданностью пора заканчивать. Следует лишь заметить, что неожиданный финал, каким бы он ни был, должен быть логически связан с рассказом. Бессмысленная неожиданность, вроде появления совершенного нового персонажа, для рассказа означает смерть финала. Если пишешь сериал, тогда другое дело – это заявка на новую серию. Но рассказ должен иметь логический финал.

Дальше пойдут внешние факторы.

Пусть герои потанцуют и подерутся
Одним из “механических” способов увеличения привлекательности финала является увеличение количества движения. Грубо говоря, если в финале вставить драку, борьбу или битву, то он будет выглядеть ярче.

Быстрее! Выше! Ярче! Сильнее!
Другой похожий метод – увеличение “амплитуды” событий. Если в начале рассказа герой просыпает в однушке на окраине села Аптала, то в финале он должен стоять на Эйфелевой башне. А еще лучше – драться на Эйфелевой башне.

Вот кстати, классический пример такого финала – Кинг-Конг на небоскребе. И ведь начинал-то реально на окраине какого-то первобытного села.

Продолжение, вероятно, следует…


Leave a Reply




#hello#