Почему Тарас Бульба ненавидел евреев

Двину-ка и я речь про Тараса Бульбу. Как известно, в детстве читая книги классиков - не видишь и сотой доли. Вырастаешь - расширяешь понимание до одной десятой. Не более.

Причина в том, что мир со времен классиков настолько изменился, что даже слова порой поменяли смысл на обратный. А уж когда классики пишут еще о более древних временах - жди засады!

И вот одна такая засада - это лютый и как бы ничем не обоснованный антисемитизм Тараса Бульбы и его сотоварищей. И вообще они выглядят как лютые гопники, которые ни с того ни с сего насилуют, грабят и убивают мирных жителей Европы.

Но тут современный читатель попадает в первую ловушку. Мирных жителей Европы в то время не существовало как факт. Все они охотно резали друг друга как свиньи, сдирали кожу с воров, вешали холопов и насиловали холопок.

update: тут, конечно я дал маху, и товарищ Желунов мне правильно, указал, что мирные жители - были. Просто восставшие обычно не шибко любят разбираться. В этом отношении, конечно, их действия не являются адекватными и соразмерными. Вместо уничтожения конкретных виновников восставшие зачищают тех, кто не успел смыться. А виновники зачастую уже пьют “Дон Периньон” в Куршевеле.

Почему же Гоголь не упоминает об этом? Почему он не расписывает, как польские гопники отрезают, скажем, груди у взятых в плен украинских женщин. Почему он не пишет, как евреи-арендаторы вешают крестьян за недоимки? Ответ простой - кому это надо в патриотическом эпосе? Вспомним былины про русских богатырей и Илью Муромца. Никто там не расписывает, сколько взяли, сколько изнасиловали враги. Все очень бодро - русские богатыри накладывают всем и дают добавку, когда те даже не просят. Где ударит - там улица, где размахнется - там и переулочек.

В общем-то, это не уникальная особенность славянской креативной мысли. По всему миру местные эпосы рассказывают, как “наши” богатыри накладывают “вражеским богатырям”.

В общем, не принято было у писателей и поэтов прошлого акцентировать разрушительный эффект, производимый врагами. А зря. Потому что сейчас добрые и вежливые потомки, читая эпос, поневоле задаются вопросом: “А на каком собственно основании и зачем все эти реки крови?”. Но поехали дальше.

Во-вторых, я не зря заговорил о холопах. Дело в том, что украинские территории во времена, описываемые в “Тарасе Бульбе” - принадлежали Польше. И правили там поляки. Не местные украинские лидеры, а чужеземцы.

Многие думают, что разницы нет, кто правит - чужеземец или земляк. Был бы хозяин хороший. На самом деле разница есть и существенная. Чужеземец всегда более жесток. Всегда - это в смысле статистики. Добрые чужеземные хозяева тоже встречаются. Но статистика неумолима - в массе своей чужеземные властители проявляют себя большими мудаками, чем выросшие на местном молоке и квасе. Сомневающихся отсылают к итогам эксперимента Милгрэма. Для непонимающих жирным подчеркну один из выводов:

Чем ближе “палач” к “жертве”, тем труднее “палачу” проводить мучения

Собственно, это не Милгрэм открыл, это старый эффект. Очень трудно убить или мучать такого же как ты. А не такого как ты - куда легче. А если он одевается по другому, причесывается по другому и на другом языке разговаривает - то это и не человек вовсе, а так - перхоть подноготная!

В общем, местные славяне на территории Украины в массе своей были холопами. А правили - поляки.

Но теперь мы подходим к главному вопросу:

Причем тут евреи?

И вот тут всплывают такие исторические факты, о которых сами евреи не любят шибко вспоминать..

Дело в том, что на момент расцвета Польши (условно говоря), польских кадров уже стало не хватать для управления территорией. Да и не царское это дело - хозяйством заниматься. В общем, шляхтичи почесали-почесали в затылке, да и решили пригласить евреев в качестве менеджеров. Шляхтичи стали сдавать свою собственность в аренду евреям. Мол, делайте там, что хотите, лишь бабло заносите регулярно за пользование.

И что получилось в результате?

Местечки

В результате на территории Польши и Украины стали возникать так называемые “местечки” - поселки и городки, заселенные практические одними евреями.

Выглядел этот процесс так. Сначала местная знать приглашала евреев селиться в принадлежащих им городах и селах на приятных условиях. Постепенно эти населеннные пункты превращались в этакие еврейские городки.

Представьте себе, что ваш город постепенно заселяют чужеземцы. Допустим вы человек интеллигентный и вам не страшно. Но простым-то людям как объяснить? А в те времена, учитывая полное отсутствие интеллигенции, такой процесс местным славянам, вообще, должно быть казался чумой.

Тем более что, увы, евреи приехали не балет показывать и не Web-стартапы поднимать.

Еврей - арендатор

Евреи на польских территориях занимались разными ремеслами, скупкой продуктов и прочим. Но самой заметной их профессией для местных стала аренда.

Еврейский хронист Натан Ханновер пишет
“«[евреи] были откупщиками податей для шляхты, и это было обычным делом… среди большинства евреев в украинских землях. Поскольку они были управляющими [то есть арендаторами] во всех имениях… это возбуждало зависть крестьян и послужило причиной массовых расправ»” (ссылка)

Далее, цитирую Электронную еврейскую энциклопедию:
“Еврей мог взять в аренду как корчму, мельницу, пруд, так и целое магнатское поместье, группу сел и местечек со всеми их жителями, находившимися под юрисдикцией владельца, права которого переходили к арендатору.” (ссылка)

“Крепостные крестьяне большей частью подчинялись непосредственно еврею-арендатору того или иного уровня”

“Кроме того, сами арендаторы могли приобретать рабов (как правило, на ограниченное время); по сохранившимся свидетельствам, в отдельных случаях рабы, принадлежавшие евреям, принимали иудаизм.

И самое главное оттуда же: “слова «арендатор» и «еврей» в те времена практически были синонимами”

Итак, в сознании населения Украины сформировалась четкая ассоциация:

ЕВРЕЙ - ЭКСПЛУАТАТОР

Причем цитаты, которые я приводил - их сами же евреи и написали. А если же почитать, что об этом периоде писали поляки и украинцы - вообще Содом и Гоморра. Скажем, дополнительная плата за религиозные обряды в христианских церквях. Электронная еврейская энциклопедия утверждает, что это миф. Но в украинском фольклоре того времени этот миф прописался намертво.

Вот откуда и этот кажущийся сегодня неумеренным пафос Тараса Бульбы “Так постоим же за веру христианскую!”

Итак, вот она пищевая пирамида государства польского на украинских территориях:
1. На самой вершине - польская знать и магнаты
2. В середине - еврейские арендаторы
3. В самом низу - украинские смерды, холопы и прочая сволочь

Эта бочка не могла не рвануть. И она рванула.

Кары Господни

В 1648 году Богдан Хмельницкий поднял восстание против польского владычества. Итак, подумайте, кто пострадал первым? Польские олигархи тусят на тогдашних Куршевелях, до них далеко. А талантливые менеджеры - вот они.

Вот так и получилось, что это восстание вошло в еврейские хроники под названием “гзерот тах”. Или, по нашему, “Господни кары”.

Вот так кучка жадных и богатых подставила под удар целую нацию.

Даже две - потому что поляков тоже резали.

И когда ты видишь резню, кровь и насилие кажущееся беспричинным - не кричи “Волки”.

Посмотри, нет ли где рядом жадных и богатых?


Leave a Reply




#hello#