Рытхеу и чемпионы выживания

На календаре 24 мая висит, а на дворе снег идет. Правда, не ложится, тает на кустах. Земля чистая, трава зеленая.

Книга литературного начальника Чукотки оправдала все мои ожидания. Читаю повесть “Сон в начале тумана”. Для нас, белых людей, более подходящим названием было бы “Нисхождение в ад”.

Повесть начинается с того, что в 1910 году у берегов Чукотки вмерзает в лед корабль. При попытке подорвать лед динамитом молодому белому человеку дробит кисти на обеих руках (уже хорошо). Капитан вызывает к себе местных чукчей с берега и приказывает им везти пострадавшего в Анадырь, к русскому доктору. Чукчи ударяются в думки - дорога дальняя (одна луна), путь жесткий, местность безлюдная. Но капитан обещает им три новеньких (с точки зрения чукчей) винтовки и они соглашаются.

Дальше начинается настоящий хардкор. Не доехав до Анадыря, на третий день путешествия чукчи обнаруживают, что у молодого человека начинается гангрена и заражение крови. Называют они, естественно, это по другому.

В стойбище, где они остановились, есть женщина-шаман. Она приходит и отрезает ножом молодому человеку пальцы на руках. Почти все, оставляя только по две-полторы штуки на каждой. Гип-гип-ура, гангрена побеждена! Но чукчи напрягаются - договор был на Анадырь и русского доктора, лечение местным шаманом может не понравиться капитану. А белые люди - мстительные суки. За одного своего могут расстрелять из винтовок все стойбище.

Но когда они возвращаются к морю, то обнаруживают, что корабль ушел. Как только море очистилось ото льда, белые люди отважно драпанули домой, позабыв и о своем товарище, и о об обещании чукчам выдать винтовки. Одну, впрочем, они успели выдать авансом. Но это не главное.

А главное то, что молодой человек с отрезанными пальцами остается жить в стойбище на ледяном берегу Чукотки. И это - ад!

Конечно, Рытхеу, как настоящий человек, не называет это адом. Он по-своему просто, но но очень подробно описывает быт Чукотки. Для него и для остальных коренных жителей - это нормально. Но я, как белый человек, понимаю, что это настоящий ад для белого человека. Особенно с отрубленными пальцами.

В книге очень много интересных деталей быта, которые вызывают уважение. Многие из них весьма жестки и необычны.

К примеру, как вы думаете, зачем шаман перед ампутацией пальцев приказал зарезать собаку? Жертвоприношение богам? Я тоже так думал, пока не заподозрил, что тут есть нечто более умное. И действительно, оно там было.

Ответ такой: свежей собачьей кровью шаман промыл загноившиеся раны на руках.

Далее, к примеру, они пьют чай с сахаром. Сахар у них - привозная вещь, дефицит. Как же пили чай с сахаром на Чукотке в 1910 году? Откусывают кусочек сахара и, держа его во рту, выпивают пять-шесть кружек крепкого чая, а затем… - ни за что не догадаетесь! - вынимают оставшийся кусочек сахара изо рта и бережно заворачивают в тряпочку до следующего раза.

Общее впечатление складывается такое, что чукчи с успехом могли бы выжить и на Марсе. Это настоящие чемпионы по выживанию, с массой продуманных обычаев и деталей быта. Они прекрасно смогут выжить и в холодной пустыне на чужой планете, если им дать установку по генерации воздуха и какой-нибудь набор полезных мелочей в том же духе.

Но сначала на Марс надо завезти тюленей.


Comments are closed.




#hello#