Индейцы и Кин-Дза-Дза

Маленький черный вонючий человек внутри говорит мне быть злым и надменным, посылать собеседников и не стесняться в выражениях. Я не согласен с ним, поэтому я решил в качестве отвлечения вспомнить об индейцах.

Итак, индейцы. Мудрые, спокойные люди, живущие в гармонии с природой. Гордые воины прерий, мужественные мужчины и женственные женщины. Образец для подражания, да?

Друг в одной беседе заметил, что люди, близкие к природе, или к первобытному состоянию, жили куда как лучше и гармоничнее, чем мы. Но я как раз незадолго до этого прочел про “ку” у индейцев Северной Америки и потому лишь внутренне усмехался.

Многие из нас смотрели Кин-Дза-Дза и знают о замечательном явлении “Ку”. Как это ни смешно, но одним из важных явлений, относящихся к статусу, у индейцев Америки тоже было “Ку”. Термин этот произошел от французского слова «coup» - «удар», что было точным переводом индейского обозначения данного действия, применяемого воинами всех племен.

О человеке, дотронувшимся до врага или схватившим его, говорили, что он «посчитал ку», при этом было неважно, убил он его или нет, ударил его рукой, хлыстом или каким-либо другим предметом - даже прутом или палкой. Важен был сам факт прикосновения.

Дальше цитаты. Один абзац - одна цитата: >>>>

У всех племен на одном враге могли сделать «ку» сразу несколько воинов, но количество допустимых прикосновений у каждого племени было разным - от двух до четырех, но самым престижным был первый «ку». У сиу, ассинибойнов, черноногих, арапахов, кайовов, кроу, хидатсов, манданов, арикаров и банноков обычай позволял посчитать четыре «ку» на одном враге, у шайенов и пауни - три, а у команчей, омахов, понков, ото и, вероятно, миссури всего два.

«Ку» на полном сил воине, слабой женщине или беспомощном старике, были равнозначны. Кроме того, «ку» на убитом враге-одиночке, который уже не мог причинить вреда, а поблизости не было его товарищей, готовых сражаться за его тело, ценилось также высоко. Жестких правил, регламентирующих, как, чем и при каких условиях следовало касаться врага, не было.

Возможно, в ранний период эта военная заслуга регламентировалась более жестко. К середине XIX века подсчет «ку» стал скорее неким формальным элементом боевых действий, чем реальным проявлением храбрости в наиболее опасной для жизни воина ситуации.

Известен случай, когда опытный воин и мальчишка неожиданно атаковали шайена, отдыхавшего на краю своего лагеря. Отчаянный юнец поскакал за ним в самый центр лагеря - в гущу врагов, надеясь посчитать первый «ку» в начинавшейся битве, но его умудренный опытом соплеменник сделал это первым, ударив кого-то из обитателей крайних палаток. Тем самым, воин удостоился высшей чести, практически не рискуя, а едва выживший мальчишка не заслужил ничего.

В другой ситуации воин посчитал «ку» на засевшем в пещере кроу, спустив с вершины хребта веревку, и коснувшись ей ничего не подозревавшего врага. (ахахаха, грамотно! - d.E.)

«Ку» можно было посчитать и на мертвом враге, и кто убил его, значения не имело. Два арапахо однажды нашли мертвого юта. Людьми они оказались благородными, и долго спорили, предоставляя друг другу честь посчитать на трупе почетный первый «ку». Когда же они, наконец, договорились, выяснилось, что труп уже давно разложился, а потому «ку», к их величайшему сожалению, засчитан быть не мог. (без комментариев - d.E.)

Ку являл собою и тип имущества, который можно было передать от хозяина его товарищу при посредстве публичной церемонии. Подобная практика могла появиться только после поселения в резервации, когда сражения ушли в прошлое и ку стали редкостью. Для такого обряда приглашались все члены группы. После пляски хозяин выходил в центр круга, призывая всех остановиться. Затем он сообщал подробности о своих ку, клялся в их истинности и в завершении говорил: «Теперь я отдаю это моему брату …» Поименованный человек вставал и говорил: «Теперь я беру эти деяния. Свидетели мои в том Отец-Солнце, Луна и Земля-Мать». Вслед тому гремели барабаны. Ку даровались только храбрым людям. Их нельзя было купить или наследовать.

<<<<<

Как видим, индейцы понимали толк в статусе. Многие из них также понимали, что не стоит рвать мокасины, рискуя ради “КУ”, когда его можно было “набить” более легкими способами. В источниках, которые я привожу ниже, рассказывается много интересных историй, как индейцы набивали “КУ” проникнув тайком в чужой лагерь и бегая, касаясь спящих врагов. Или истории, как мальчик хотел просто пожать бледнолицему путешественнику руку, чтобы потом хвастаться “КУ”, добытом - о благоговейный ужас! - на живом белом человеке.

Они искренне верили в важность КУ и гордились им. Они передавали КУ по наследству как имущество и обижались на хитрецов, которые добывали КУ “нечестными” способами. Они переживали из-за “КУ”.

Я не стал меньше уважать индейцев после этой истории. Но назвать их теперь мудрыми у меня не поворачивается язык. Ибо они вели себя, как ведут, быть может, современные офисные клерки, похваляющиеся признаками статуса.

Ссылки
1. «Ку» - феномен воинской практики индейцев Равнин
2. Великие Равнины - Подтверждение права на воинскую заслугу
3. Великие Равнины - Команчи: властелины южных Равнин
4. «Карабин и копье, история старого форта Стилл», написанной полковником С.В.Найем изд. Оклахома пресс 1937 г

Дьявол не только носит Прада, но и делает КУ.


Leave a Reply




#hello#