Клон или эволюция

Сейчас я растекусь мыслею по древу.

Я часто слышу такое мнение “Зачем это делать, если это уже кто-то сделал?”.
Также часто слышится “Тот, кто сдирает идею - вор и клонер, не имеющий собственных идей для разработки, никчемная личность”.

Тут можно порассуждать на нескольких уровнях. На самом высоком, духовно-теоретическом, можно вспомнить, что идеи в чистом виде - они никому не принадлежат. Они сидят себе тихонько в пещере Платона, и ждут, пока их реализуют, высекут или сваяют. Как известно, у одних столяров стулья получается лучше, чем у других. И чем лучше стул, тем ближе он к той самой идее идеального стула.

У меня, к примеру, очень плохо получается даже обычная табуретка. Это означает, что у меня туго с реализацией идеи стула.

Перейдем теперь на самый низкий, материально-практический уровень. Я первым изготовил табуретку (что, не верите? Come here! Fatality!!!). Она уродливая, страшная, кособокая, и на ней нельзя сидеть больше трех минут. А еще рядом обязательно должен стоять человек с предупредительным флажком и пистолетом.

И вот на том основании, что я был первый, я запрещаю теперь производство всех стульев. Неважно, что они лучше, неважно, что после моих табуреток люди становятся инвалидами. Я был первым и БАСТА!!!! Имею право, в свете нынешних законов. Жаль, только стулья уже были изобретены.

Вам бы это понравилось?

Мне - нет. Именно поэтому я очень настороженно отношусь к понятию интеллектуальной собственности. По моим понятиям, и я считаю это весьма разумным, предосудительно только заниматься абсолютным копированием или подлогом (купить 12 венских стульев, наклеить свои ярлыки).

А станете ли вы клеймить, скажем, венских мастеров, которые делают стулья мечты. Да вот беда - они были не первые. Они - ха-ха - украли мою идею, копировали, стибрили, клонировали, стырили, умыкнули, свистнули, гикнули, сдернули, калькировали, штамповали, слизали, сперли, увели и много других красивых слов, штук двадцать-сорок. Станете?

Пора бы уже уяснить, что в том, чтобы повторить идею в другой реализации, нет ничего предосудительного. Улучшайте то, что имеется - это закон природы, закон эволюции (или Бога, если он так хитро маскируется под этот процесс). Нет ничего страшного в повторе идеи, если реализация лучше оригинала. Или хотя бы отличается от него. Потому что идеи надо уметь реализовывать достойно.

Герберт Уэллс не первый написал про машину времени. Звездные Войны не были первым сериалом про космические приключения. World Of Warcraft… ладно, не буду.

Я могу также вспомнить историю про Килгора Траута, культового плохого писателя-фантаста, которого выдумал Курт Воннегут. Как там было сказано про Килгора: “Идеи у него гениальные, но вот если бы он умел писать хотя бы чуть-чуть получше!!!”.

Так вот, сколько гениальных идей было загублено отвратительной реализацией. Я могу, что касается игр, напомнить о самом святом - об Игре Мечты, которая есть у каждого игродевелопера. (если ее у вас нет, вы наверно, просто менеджер, да? Не огорчайтесь, я тоже. У нас другие приоритеты, ррайт? ) Так вот, идея Игры Мечты, как правило, очень замечательна. Вот только реализовать ее невероятно трудно. И удачных реализаций, даже не удачных, а тех, в которые вообще можно хоть как-то играть - единицы. Реализация подкачала. Среди трэша, среди навозных куч, среди фильмов категории “B” и книжек в мягких обложках погибло много гениальных идей. Потому что они задохнулись от зловония.

И было бы большой ошибкой отвергать какие-то разработки только на том основании, что какой-то неумеха попытался ее реализовать ранее.

Мою бы энергию да в мирных целях.

PS: Никогда ни при каких обстоятельствах не следует защищать некачественную реализацию, как и возможность самой этой некачественной реализации. Нельзя позволять владельцу патента гнилых табуреток преследовать других производителей гнилых табуреток.


Leave a Reply




#hello#